25 лет - продолжение следует
Материалы из книги: «25. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…» к 25-летию системы обязательного медицинского страхования Свердловской области
Часть 1. ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И «СПАСЕНИЕ» ЛЕЧЕБНОЙ СЕТИ. Создание системы обязательного медицинского страхования.
История создания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области начиналась 21 мая 1993 года, когда областной Совет народных депутатов принял решение «Об образовании и утверждении состава правления ТФОМС».В начале девяностых годов ситуация с государственным здравоохранением в стране из-за сокращения объемов финансирования была критической. Требовалось срочно реформировать систему. Первым шагом на этом пути было принятие в 1991 году Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Он декларировал переход на бюджетно-страховую модель финансирования, формирование нормативной базы, создание инфраструктуры обязательного медицинского страхования, отработку порядка взаимоотношений участников этой системы. Эти новые для отрасли вопросы предстояло решать Территориальным фондам обязательного медицинского страхования, созданным во всех регионах России.
Исполнительный директор ТФОМС Свердловской области был назначен 12 июля 1993 года. Им стал Борис Исаакович Чарный. Под его руководством и при непосредственном участии, в тесном содружестве с Главным управлением здравоохранения области, была разработана Концепция внедрения системы обязательного медицинского страхования в регионе. При ее создании авторы стремились к единству организационной структуры, технологии и информационного обеспечения.
Работать приходилось, преодолевая сопротивление медицинских работников, организаторов здравоохранения, пациентов, не понимающих, что же стоит за новым для России понятием «страховая медицина». Сроки подготовительного периода были ограничены, опыта аналогичной деятельности в стране не было. Строить систему обеспечения отрасли финансами, а пациентов — доступной и качественной медицинской помощью пришлось практически с «нуля». Переходный момент осложнялся тяжелейшим экономическим кризисом: бюджетные поступления в лечебную сеть уже снизились, а средства ОМС которые страхователи начали перечислять с января 1993 года, были заморожены на счетах до конца октября.
В этот период жесткая централизованная схема организации и управления финансовыми потоками, предложенная и реализованная Б.И. Чарным, вкупе с оперативно разъясненными профессиональному сообществу механизмами оплаты медицинских услуг, позволили системе выстоять и заработать столь необходимый авторитет. Руководители медицинских организаций признали, что бюджетно-страховая модель финансирования позволяет рассчитывать на больший объем средств, мотивирует к привлечению новых потоков пациентов, гарантирует поступающим на госпитализацию гражданам больший объем лечебных и диагностических мероприятий и т.д.
Со временем улучшались и макроэкономические показатели. За первые 5 лет работы в условиях нового законодательства объем финансирования Территориальной программы ОМС в Свердловской области вырос более, чем в 2 раза.
ВЫБОР ПРИОРИТЕТОВ. Программно-целевой метод финансирования здравоохранения.
Целевые медицинские проекты, которые начали появляться в отдельных субъектах в конце 90-х годов прошлого века стали, по сути своей, уникальной практикой, которая позволила в условиях недофинансирования увеличить финансовую наполняемость отдельных направлений, сохранить и усилить профилактический блок здравоохранения, приостановить отток в частную медицину квалифицированных кадров. На основе регионального опыта в 2006 году впервые на федеральном уровне была утверждена и реализована концепция приоритетного национального проекта "Здоровье", в начале 2011 года страна приступила к реализации региональных программ здравоохранения, в декабре 2013 года Правительство РФ утвердило Государственную Программу развития здравоохранения России до 2020 года.Новатором в формировании программно-целевого метода финансирования здравоохранения стал Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области. К августу 1998 года отчисления средств на счета ТФОМС Свердловской области существенно сократились. Уменьшились поступления от плательщиков страховых взносов и из областного бюджета. Из-за этого впервые за пять лет схема финансирования лечебных учреждений дала сбой: Фонд не смог, как раньше, перечислять деньги в медицинские учреждения в полном объеме и по установленным графикам. Приходилось работать «с колес», переводя средства в ЛПУ по мере того, как они поступали на счета Фонда. А поскольку реальные деньги в условиях кризиса практически вышли из оборота, пришлось прибегнуть к взаиморасчетам и клиринговым платежам. Это давало возможность плательщикам страховых взносов вовремя и в полном объеме перечислять «виртуальные» деньги в Фонд, не накапливая долгов, а медицинским учреждениям — оплачивать коммунальные услуги, текущий ремонт, инвентарь, продукты, медикаменты.
Главная задача Фонда в конце девяностых состояла в том, чтобы минимизировать отрицательные последствия дефолта, обеспечить устойчивость отрасли. В 1999 году руководство Свердловского ТФОМС при поддержке Минздрава области предложило принципиально новый подход к управлению ресурсами здравоохранения - было принято решение сосредоточить финансовые ресурсы на приоритетных, социально-значимых направлениях здравоохранения. К таковым были отнесены: родовспоможение, интенсивный этап лечения, амбулаторно-поликлиническая помощь и развитие общих врачебных практик на селе.
Программа "Мать и дитя"
К началу 2000-х демографическая ситуация в УрФО была крайне тяжелой: уровень смертности превышал темпы рождаемости, происходила естественная убыль населения.В Свердловской области показатели материнской и младенческой смертности были хуже, чем в среднем по России, требовалось кардинальное реформирование службы родовспоможения. Концепцию принципиально новой программы предложили руководители ТФОМС и Минздрава, губернатор Свердловской области Э.Э. Россель, учитывая особую важность предстоящей работы, всецело одобрил ее и взял программу «Мать и дитя» под личный контроль. Ей был присвоен статус губернаторской.
Цель программы «Мать и дитя» — обеспечить женщин и младенцев доступной, бесплатной медицинской помощью надлежащего объема и качества.
Финансирование программы осуществлялось кроме средств ОМС, также из муниципального и областного бюджетов. Между участниками программы — Минздравом, ТФОМС, администрациями муниципальных образований, руководством лечебно-профилактических учреждений — были заключены договоры, которые предусматривали ответственность каждой из сторон за свой раздел работы.
Постепенно во всех подразделениях службы родовспоможения была проведена реструктуризация коечного фонда, внедрены современные перинатальные технологии. В роддомах появились эффективные лекарства, обновилась аппаратура, значительно улучшилось питание в стационарах. Вся помощь, даже высокотехнологичная, оказывалась по программе бесплатно.
Впервые в истории здравоохранения области показатель материнской смертности в 2005 году снизился почти в два раза и достиг цифр, сопоставимых со среднеевропейским уровнем — 30 случаев на 100 тысяч живорожденных детей.
Признанием успехов службы родовспоможения Свердловской области во внедрении современных перинатальных технологий стало присвоение Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) звания «Больница, доброжелательная к ребенку» десяти родильным домам области, включая три перинатальных центра.
По словам специалистов Министерства здравоохранения и социального развития России программа «Мать и дитя» стала уникальным явлением в службе родовспоможения и детства России.
Программа «Реформирование амбулаторно-поликлинической помощи»
Следующим этапом развития отрасли стала разработка Территориальным фондом обязательного медицинского страхования и Минздравом Свердловской области целевой программы «Реформирование амбулаторно-поликлинической помощи».
К началу двухтысячных годов модель организации амбулаторно-поликлинической службы имела ряд серьезных недостатков. Лечебные учреждения ориентировались в основном на дорогостоящую стационарную помощь. В 2000 году каждый пятый житель области, согласно представленным больницами данным, лечился в стационаре. Как показала экспертиза, многие из этих госпитализаций были необоснованными.
Как и при работе над предыдущими проектами, авторы разработали автоматизированную информационную систему введения и обработки информации. В экспериментальных лечебных учреждениях была установлена новая автоматизированная система «Поликлиника», которая позволяла вести строгий учет вводить данные из «талонов амбулаторного пациента», заполненных на каждый случай обслуживания. На основании этой информации формировались база данных, сводный реестр посещений и счета на оплату. Это позволяло контролировать и анализировать реестры, получать статистические данные за любой период, проводить автоматизированные расчеты, в том числе связанные с оплатой труда, в зависимости от объема и качества оказанных медицинских услуг.
Перевод поликлиник области на способ оплаты «за посещения» позволил увеличить объем профилактической и диспансерной работы с населением. Кроме того, появились тарифы на амбулаторную хирургию и консультации в специализированных центрах.
Программа «Интенсивная помощь»
Появление программы «Интенсивная помощь" в рамках программно-целевого моделирования здравоохранения было связано с крайне высоким уровнем смертности трудоспособных жителей Свердловской области к началу 2000-х годов. В структуре летальности первое место занимали сердечно-сосудистые заболевания, травмы, отравления, септические состояния, перитониты и т.д.
Главной задачей программы было обеспечение отделений анестезиологии и реанимации учреждений здравоохранения Свердловской области современными эффективными лекарственными средствами и расходными материалами.
В этой программе средства обязательного медицинского страхования шли на обеспечение отделений реанимации медикаментами, расходными материалами и изделиями медицинского назначения, необходимыми для оказания реанимационной и интенсивной терапии на самом современном уровне
.
Была создана совершенно новая система, основанная на принципах синдромного подхода, этапности и преемственности в проведении интенсивной терапии, страхового возмещения затрат и строгой системы контроля качества работы. Это позволило обеспечить население крупного промышленного региона своевременной, доступной, эффективной медицинской помощью на интенсивном этапе лечения.
Программно-целевой метод финансирования здравоохранения, доказавший свою эффективность на региональном уровне, к середине 2000-х годов бы реализован и на уровне Федерации в целом. Национальный проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным - стартовал 1 января 2006 года в рамках реализации четырёх национальных проектов.
К целям проекта были отнесены:
- Укрепление здоровья граждан;
- Повышение доступности и качества медицинской помощи;
- Развитие первичной медицинской помощи;
- Возрождение профилактического направления в здравоохранении;
- Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
Реализация НП «Здоровье» в Свердловской области проходила в полном соответствии с задачами, определенными федеральным Правительством и органами управления здравоохранением.
Объем дополнительных средств, выплаченных работникам участковой службы и общих врачебных практик в 2006-2012 гг. составил более 2 млрд. руб. За время реализации приоритетного национального проекта численность врачей, получающих дополнительные выплаты, увеличилась на 292 человека, численность медицинских сестер – на 285 человек.
С 2006 года исследования в рамках диспансеризации прошли почти 850 тысяч работающих граждан.Улучшение материально-технической базы учреждений амбулаторного звена объективно позволило повысить качество предоставляемой медицинской помощи, несколько сократить время ее ожидания.
Кроме того, Приоритетный национальный проект позволил создать нормативно-правовую базу для формирования будущих целевых программ, настроить организаторов здравоохранения всех уровней на «программное» мышление. Реализация ПНП «Здоровье» помогла медицинской сети подготовиться к внедрению еще более крупного, финансовоемкого и амбициозного проекта – Программы модернизации регионального здравоохранения.
НОВЫЕ РЕСУРСЫ И НОВЫЕ ЗАДАЧИ. Региональная программа модернизации здравоохранения.
В 2010 году размер страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования РФ вырос с 3,1 до 5,1% - эти средства стали финансовой основой объявленных в том же году региональных программ модернизации здравоохранения. Общая стоимость программ в субъектах составила свыше 460 млрд. руб. – в ее финансировании также приняли участие региональные бюджеты и бюджеты Территориальных фондов обязательного медицинского страхованияПрограмма модернизации была реализована в Свердловской области в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №383-ПП от 12.04.2011 г. «О мерах по реализации мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области в 2011-2012 гг.»
Ответственность за улучшение материально-технической базы и внедрение современных информационных систем была возложена на Министерство здравоохранения Свердловской области, а региональный ТФОМС курировал реализацию задач по повышению доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, внедрению стандартов медицинской помощи и проведению диспансеризации 14-летних подростков.
В рамках программы модернизации в 2011-2012 гг. были внедрены 45 федеральных и более 400 региональных стандартов. В первую очередь, увеличение стоимости медико-экономических стандартов коснулось заболеваний, наиболее влияющих на инвалидизацию и смертность населения Свердловской области: это острые сердечно-сосудистые заболевания, травмы, новообразования. При этом тариф отдельных стандартов после внедрения РПМЗ вырос в 2, 3, а по некоторым нозологиям – и в 4 раза. Новая финансовая емкость тарифа позволила пациентам получать больший комплекс лечебных и диагностических процедур, более современные и эффективные препараты. А врачи, оказывающие помощь своевременно и в полном объеме, в свою очередь, могли рассчитывать на рост заработной платы.
Стимулирующие выплаты в рамках РПМЗ в Свердловской области в 2011-2012 годах получали почти 19 тысяч сотрудников стационаров и более 6,5 тысяч сотрудников поликлиник. Таким образом, благодаря реализации программы заработная плата врачей в Свердловской области в 2012 году составила в среднем 44 тысячи рублей.
В течение двух лет общий объём расходов больниц, работающих в системе ОМС Свердловской области вырос более, чем на 70%. Более, чем вдвое выросли расходы на медицинских инструментарий, почти втрое – расходы на мягкий инвентарь.
Реализация региональной программы модернизации, возросшее финансирование, рост оплаты труда медицинского персонала и бездефицитность территориальной программы ОМС стали важными условиями эффективного перехода к новой системе финансирования преимущественно из одного источника – системы ОМС.
Часть 2. ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН. Забота о финансовой стабильности и рост доступности медицинских услуг. Переход на преимущественно-одноканальное финансирование.
2013 год стал для свердловского здравоохранения периодом серьезных перемен. Бюджет Фонда превысил 40 миллиардов рублей, и впервые за всю историю обязательного медицинского страхования Территориальная программа ОМС была принята и исполнена без дефицита. Средняя заработная плата врачей – критерий, по которому традиционно меряется устойчивость и благополучие отрасли – впервые достигла отметки в 45 тысяч рублей.В этих условиях лечебная сеть переходит к принципиально-новому способу финансирования – преимущественно-одноканальному. Больницы отныне получают основной объем средств за лечение пациентов из одного источника – системы обязательного медицинского страхования.
До этого момента «забота» о финансовой стабильности лечебных учреждений лежала на плечах фонда ОМС и консолидированного бюджета. При этом первый оплачивал пять статей расходов– это заработная плата врачей, начисления на нее, питание, медикаменты и мягкий инвентарь, а за вторым оставалась компенсация трат на электроэнергию, коммунальные платежи, связь, транспорт, ремонты и оборудование. Новый, «одноканальный» тариф учитывал все расходы: за бюджетом остались лишь две самых дорогих статьи – это капитальные ремонты и приобретение оборудования стоимостью более 100 тысяч рублей.
Переход к одноканальному финансированию, несмотря на его новизну и технологическую сложность, прошел для свердловских больниц почти безболезненно: во многом этому помогли 8 «пилотных» учреждений, которые стали получать средства по полному тарифу чуть раньше – с середины 2012 года: их проблемы, ошибки и пожелания органы управления здравоохранением и Фонд учитывали при внедрении новой системы оплаты.
Одноканальное финансирование позволило Фонду эффективнее контролировать расходы лечебных учреждений, а главным врачам – как распределителям финансовых средств больниц – экономнее и рациональнее тратить имеющиеся у них ресурсы.
Несмотря на рост финансовой обеспеченности системы, задача по грамотному и эффективному использованию ресурсов в этот период стала еще более актуальной: с ростом финансирования Территориальной программы, у нее возникли и новые обязательства перед населением Свердловской области. В систему обязательного медицинского страхования вошла скорая медицинская помощь (до 2013 года вызовы экстренной службы оплачивал бюджет), существенно расширился объем оказываемых стоматологических услуг и, пожалуй, главная новация – с 2014 года высокотехнологичная медицинская помощь стала также доступна населению по полису ОМС.
На первом этапе за счет средств обязательного медицинского страхования оплачивались 450 методов ВМП: менее дорогостоящие, но более часто встречающиеся. Это и многочисленные кардиохирургические и нейрохирургические операции, реконструктивная пластика, комплекс мероприятий по выхаживанию новорожденных с экстремально-низкой массой тела. В этом же перечне оказалась травматологическая помощь, в том числе, одна из самых востребованных у населения процедур – эндопротезирование тазобедренного сустава.
Важность решения по переводу ВМП в систему обязательного медицинского страхования переоценить трудно: теперь пациент мог получить направление на сложную и дорогостоящую помощь прямо у лечащего врача, не дожидаясь решения комиссии и бюджетной квоты.
По данным регионального Минздрава, уже к концу 2014 года очередь на оказание ВМП в Свердловской области была почти полностью ликвидирована. Впрочем, и доступность прочих видов медицинской помощи в этот период значительно возросла. Этому способствовали и рост бюджета, и дополнительно оснащенная в рамках программы модернизации лечебная сеть, усиленная новыми квалифицированными врачебными и административными кадрами, и новые способы оплаты медицинской помощи. Последнее оказалось особенно значимым: изменения в федеральной методике оплаты медицинских услуг снова превратили Средний Урал в пилотную площадку. Одним из первых в стране свердловский Фонд стал оплачивать амбулаторную помощь - по подушевому принципу, а стационарную – в соответствии с клинико-статистическими группами заболеваний.
НОВАТОРСТВО И ЛИДЕРСТВО. Новые способы оплаты медицинской помощи.
«Свердловская область выбрана в числе 8 субъектов Российской Федерации, где будут внедряться передовые способы оплаты стационарной медицинской помощи на основе так называемых клинико-статистических групп заболеваний» - с этого заявления начался визит на Средний Урал в 2014 году представителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Всемирного банка и новая эпоха в жизни фонда.До того как появиться в России, оплата по клинико-статистическим группам была внедрена в более, чем двадцати странах мира – от Европы и Северной Америки до Австралии и Японии. В нашей стране клинические группы пришли на смену медико-экономическим стандартам (в Свердловской области, например, к моменту внедрения КСГ стандартов насчитывалось без малого 5 тысяч).
Принципиальное отличие КСГ от стандарта заключалось в том, что в группу объединялись клинически схожие заболевания сопоставимые по затратам на их лечение. При лечении более «тяжелого» или, напротив, более «легкого» случая заболевания к КСГ применялся поправочный коэффициент – повышающий или понижающий: это позволяло учитывать при оплате случая реальные расходы медицинской организации. Новый способ оплаты был призван сделать финансовую деятельность больницы более прозрачной, кроме того, оплата по КСГ должна была повысить заинтересованность руководителей больниц в развитии современных, в т.ч. малоинвазивных технологий и сократить длительность пребывания пациента на койке круглосуточного стационара - в тех случаях, когда это не отражалось на качестве проводимого лечения.
В 2014 году федеральный справочник клинико-статистических групп включал в себя 201 КСГ. От пилотных субъектов требовалось не только оценить и апробировать новую модель, но и внести на рассмотрение Федерации предложения по ее расширению. К этой задаче свердловский фонд подошел творчески: При содействии медицинского сообщества (в адрес ТФОМС Свердловской области в течение I квартала 2014 года поступило свыше 400-т предложений по изменению перечня и наполнения клинико-статистических групп) было принято решение о расширении модели КСГ для более корректного финансирования отдельных видов медицинской помощи и компенсации медицинским организациям реальных затрат, связанных с лечением того или иного пациента.
Так, уже в 2014 году для углубленного анализа и последующей дифференциации клинико-статистических групп было выбрано 3 профиля заболеваний, значимо влияющих на инвалидизацию, смертность и качество жизни населения – это офтальмология, травматология и онкология. Также на основе предложений профессионального медицинского сообщества в области созданы и внедрены КСГ по медицинской реабилитации пациентов неврологического профиля: многие предложения свердловчан были использованы, как рекомендации к оплате медицинской помощи на всей территории РФ.
Одним из первых свердловских предложений, нашедших отражение в федеральной методике, стала разгруппировка клинических групп профиля «Травматология». Целью этой работы было повышение заинтересованности больниц в использовании современных технологий и материалов при лечении пациентов со скелетными травмами. Операции с применением имплантов выделены в более дорогостоящие подгруппы.
Это решение, вкупе с погружением ряда видов высокотехнологичной медицинской помощи этого профиля в систему обязательного медицинского страхования, повысило доступность для населения современной хирургической помощи с применением остеосинтеза и стало одной из причин полной ликвидации в Свердловской области в 2015 году очереди на эндопротезирование тазобедренных суставов. Кроме того, новации в оплате повлияли на общее и среднемесячное число операций, в том числе, привели к росту числа малотравматичных артроскопических вмешательств, остеосинтеза с использованием современных титановых металлоконструкций.
За три последующих года специалисты Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области и медицинская общественность субъекта проанализировали и значительно изменили структуру КСГ в более, чем двух десятках профилей заболеваний. В этой череде решений особняком стоит выделение групп по реабилитации пациентов после инсультов и черепно-мозговых травм. Этих КСГ не было предусмотрено в федеральном перечне, и их выделение стало региональной инициативой, которая поддержана Федеральным фондом ОМС.
В течение 2014-2017 гг. медицинскую помощь по КСГ «Реабилитация неврологических пациентов» получили более 16 тысяч человек, что позволило субъекту приблизиться к рекомендуемому экспертным сообществом показателю в 30% от числа наиболее «тяжелых» пациентов, перенёсших острые церебральные нарушения.Важность этой работы переоценить сложно. Человеку, пережившему черепно-мозговую травму или перенесшему сосудистую катастрофу необходимо не только получить своевременную и качественную помощь в остром периоде, но и пройти курс восстановления. В зависимости от тяжести заболевания реабилитация позволяет либо полностью восстановить пациента, либо повысить его «социализацию» и степень независимости от посторонней помощи. Есть и другой крайне важный «социальный» аспект: доля повторных инсультов у лиц, прошедших реабилитацию, вдвое ниже, чем у тех, кто не попал на этот этап.
В 2016 году предлагаемая Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области разгруппировка профиля вошла в федеральный справочник КСГ и рекомендована к использованию во всех субъектах России…
…Модель оплаты медицинской помощи на основе клинико-статистических групп заболеваний сама по себе, а также проведенная субъектом работа по их дифференциации привели к очевидным положительным результатам: за последние пять лет средняя длительность пребывания пациента на койке круглосуточного стационара сократилась на полтора дня, дневного – более, чем на два. Произошла закономерная оптимизация, как медицинских организаций в целом, так и коечного фонда. Измененная лечебная сеть теперь в большей мере соответствует не исторически-сложившимся, а реальным потребностям населения в объемах и структуре оказываемой медицинской помощи. При этом помощь для самого населения стала объективно доступнее и качественнее: об этом говорят, как многочисленные опросы, так и результаты экспертизы качества, проводимой экспертами Фонда ОМС и страховых компаний.
НЕФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД. Экспертиза качества медицинской помощи.
В год эксперты фонда и страховых компаний анализируют, в среднем, около 1 миллиона случаев оказания медицинской помощи в поликлинике и свыше 300 тысяч историй болезни пациентов дневного и круглосуточного стационаров. При этом в последние годы подход к оценке оказанной населению помощи становится все менее формальным: число выявляемых нарушений, непосредственно связанных с качеством медицинской помощи, становится больше, а претензий к оформлению медицинской документации, напротив - все меньше.Новая экспертная «философия» привела к изменению самой структуры экспертиз. На смену рутинной, плановой экспертизе, приходит тематический контроль, призванный выявить и устранить слабые места в лечении заболеваний, которые значимо влияют на социально-демографические показатели в субъекте в целом и качество жизни свердловчан. С 2016 года в региональную экспертную практику внедрен мультидисциплинарный подход: специалисты анализируют не случай оказания медицинской помощи в целом, а каждый из этапов лечения отдельно: это позволяет выявить системные нарушения и дать больницам практические рекомендации по недопущению таких ошибок в будущем.Последние несколько лет значительная часть средств (более трети), снятых с больниц по результатам экспертизы, возвращается обратно в лечебную сеть: за счет штрафов формируется часть нормированного страхового запаса, который направляется на ремонт или приобретение нового оборудования, а также обучение медицинского персонала. Так, только в Свердловской области в 2017 году размер «запаса» составил около 200 миллионов рублей: средства были направлены, в основном, на приобретение аппаратов УЗИ и реанимационного оборудования и ремонт томографов.
Такое «дооснащение» является одним из способов профилактики дефектов качества медицинской помощи и подчеркивает тесное взаимодействие всех участников системы ОМС - Фонда, страховых компаний, медицинских организаций - для повышения качества и доступности